Доступная среда в МБОУ СОШ № 2

Создание специальных условий организации учебно — воспитательного процесса для обучающихся с ОВЗ в МБОУ СОШ № 2

В организации учебно — воспитательного процесса для обучающихся с ОВЗ педагогический коллектив МБОУ СОШ № 2 руководствуется основным принципом инклюзивного образования — все люди равны, ценны как личности и нуждаются друг в друге. Такая организация образования помогает детям с ограничениями в здоровье интегрироваться в общество, а остальным детям — воспитывать в себе толерантность и способность помогать всем людям.

Цель инклюзивного образования МБОУ СОШ № 2 — обеспечение равного доступа к образованию всех обучающихся с учетом многообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

В рамках реализации государственной программы РФ «Доступная среда» в МБОУ СОШ № 2 были проведены мероприятия по созданию необходимых условий для обучения и полноценного развития детей-инвалидов и детей с ОВЗ:

— входы на территорию школы и в здание школы оборудован пандусами; (Фото 1);

— расширены дверные проемы при входе в школу (Фото 2) кабинетах 1 этажа, используемых для обучения детей данной категории;


— по всей длине коридора первого этажа и в санузлах установлены пристенные поручни, расширены входные двери (Фото 3-6).

1

Для обеспечения доступности образования в МБОУ СОШ № 2 было приобретено специальное, в том числе учебное, реабилитационное и компьютерное оборудование для организации обучения и коррекционной работы с детьми-инвалидами:

  1. Аппаратно-программный комплекс для слабовидящих детей — обеспечивает возможность работы пользователя со звуковой, графической, текстовой и печатной информацией при помощи компьютера с установленным набором специализированного программного обеспечения. В состав входят: ноутбук с установленным программным обеспечением, мультимедиа наушники, портативный цифровой увеличитель, устройство для чтения звуковых книг (Фото 7).

  2. Аппаратно-программный комплекс для слабослышащих детей и детей с нарушением речи — комплекс обеспечивает возможность работы пользователя со звуковой, графической, текстовой и печатной информацией при помощи компьютера с установленным набором программного обеспечения, а также специализированной звукоусиливающей аппаратуры. В состав входят ноутбук с установленным программным обеспечением, звукоусиливающая аппаратура (Фото 8).
1
  1. Сенсорная развивающая комната для детей с ограниченными возможностями здоровья: помимо развития познавательной сферы, улучшает психофизическое и психоэмоциональное состояние детей, способствует повышению общего иммунитета и снижает сложность протекания хронических заболеваний у обучающихся, представляет собой комплекс оборудования и включает в себя (Фото 9-12):

    Маты /напольный и настенный/

    Пуфики-кресла с гранулами

    Сухой бассейн и сухой душ

    Сенсорная тропа для ног

    Настенный ковер «Звездное небо»

    Светозвуковая панель «Бесконечность»

    Пучок фиброоптических волокон с боковым свечением бокового свечения «Звездный дождь»

    Световой стол для рисования песком

    Интерактивная настенная сенсорная панель.

    Интерактивный сенсорный стол MobitouchMK2

    Панно «Кривое зеркало» (волнообразное, выпуклое, вогнутое).

    Зеркальное панно УФ «Светящиеся нити».

    Панель светозвуковая «Лестница света».

    Сенсорный уголок «Трио» с зеркалами.

    Световая каскадирующая труба «Фонтан»

    Тактильная панель с музыкальными инструментами.

    Зеркальный шар и комплект «Золотой уголок» с системой прожекторов и зеркал для подсветки объемных фигур.

1

Световые проекторы «Жонглер», «Жар-птица», «Микростан», «Флауэр» для создания релаксирующего светового эффекта.

Музыкальный центр, набор CD-дисков для релаксации, мячи массажные.

Установка ароматерапии с набором ароматических масел.

ПК, Программно-аппаратный комплекс психофизических исследований ПАКПФ-02, тренажер функциональной активности мозга «Мираж».

Данное оборудование используется для развития познавательных процессов, улучшения психофизического и психоэмоционального состояния детей-инвалидов и детей с ОВЗ, организации образовательного процесса. В групповой и в индивидуальной работе его применяют педагоги-психологи и учителя-предметники, работающие с детьми данной категории.

Учителя и специалисты школы регулярно повышают свою квалификацию по проблеме организации инклюзивного обучения детей-инвалидов и детей с ОВЗ.

Для обеспечения диагностической и учебно-воспитательной работы в МБОУ СОШ № 2 помимо комнаты психологической разгрузки оборудованы кабинет педагогов-психологов (2 рабочих места) (Фото 13,14), кабинет учителя-логопеда (Фото 15), кабинет социального педагога, оборудовано рабочее место специалиста — лаборанта, осуществляющего диагностику обучающихся на многофункциональном аппарате «Армис» (Фото 16). Оснащение логопедического кабинета для индивидуальных занятий с детьми соответствует требованиям: специализированный стол с зеркалом, компьютер, мозаика, конструктор, кубики, пирамидка, массажные мячики, дидактические, развивающие, речевые, индивидуальные коррекционные карточки, альбом обследования звукопроизношения.

1

Классные кабинеты для обучающихся в школе оснащены техническими средствами обучения (Фото 17), в наличие зеленые зоны, зоны отдыха (Фото 18-20). В классах соблюдается воздушно-тепловой режим. Расписание уроков составлено с учётом нормативных требований.

Обучающиеся с ОВЗ имеют свободный доступ в школьную библиотеку, расположенную на первом этаже школы (Фото 21) и оснащенную современными информационными техническими средствами коммуникации. Для обучающихся по адаптированным образовательным программам начального и основного общего образования приобретаются необходимые учебники, с учетом психо — физического состояния ребенка (Фото 22).

фото17-22

Спортивно — оздоровительные мероприятия для обучающиеся с ОВЗ, получающие образование в школе, проходят в большом (Фото 23) и малом спортивных залах (Фото 24) МБОУ СОШ № 2. Физические нагрузки дозируются с учетом физического состояния обучающегося.

Столовая МБОУ СОШ № 2 на 150 посадочных мест имеет широкие дверные проемы и обеспечивает беспрепятственный вход в помещение (Фото 25). Меню соответствует требованиям, предъявляемым к питанию школьников начального, основного и среднего общего образования .

Для доступности к информации на сайте школы есть знак включение дополнительных опций в специальном меню, увеличивающих или уменьшающих шрифт и регулирующих уровень контрастности (Фото 26).


Для обеспечения наиболее полного удовлетворения потребностей обучающихся с ОВЗ в школе разработан и реализуется План по совершенствованию материально — технической базы и расширению кадрового состава специалистов МБОУ СОШ № 2 на 2021 — 2025 гг.

1